Влияние стиля воспитания на развитие детей

В каждой семье складывается своя стратегия воздействия родителей на детей, называемая стилем воспитания. Психологи систематизировали разнообразные типы взаимоотношений детей и родителей и выделили четыре основных: демократичный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Каждый из них по-разному влияет на детское развитие, что сказывается на результатах.

АВТОРИТАРНОСТЬ И ДЕМОКРАТИЯ В ОТНОШЕНИЯХ

Как понятно из названия, авторитарная манера воспитания предполагает выстраивание родителями некой модели, образа, которому должен соответствовать их ребенок. Они прилагают все усилия, чтобы сын или дочь приблизились к этому идеалу:

подбирают развивающие занятия без учета детских интересов;
практикуют в отношениях принуждение и подавление;
не допускают самостоятельности.
Самая распространенная реакция на такие методы – испуг, адаптация под требования взрослых. Дети притворяются послушными, аккуратными, исполнительными, но на самом деле таковыми не являются, значит, обманывают.

Яркий пример авторитарного стиля воспитания – педагогические усилия домомучительницы Фрекен Бок. Всем известно, к чему они привели.
Если родители признают право ребенка на самостоятельные решения, собственное мнение, ошибки, выстраивают отношения на доверии, равноправных диалогах, речь идет о демократичном стиле. Взрослые предъявляют ряд требований, на выполнении которых неумолимо настаивают, но некоторые вещи готовы обсуждать. Психологи полагают, что именно такие взаимоотношения детей и родителей являются основой гармоничного развития личности.

НЕОГРАНИЧЕННАЯ СВОБОДА И БЕЗРАЗЛИЧИЕ

Эти два понятия характеризуют, соответственно, либеральный и индифферентный стили воспитания.

Для первого характерны:

низкий уровень требовательности;
отсутствие запретов и ограничений;
привычка баловать детей.
Малыши в таких семьях весьма подвержены стрессам. Они не готовы к новым обстоятельствам, не знают слова «нет», отвечают непослушанием на любые запреты. Если вы узнали в этом описании свою модель отношений с детьми, ситуацию нужно исправлять. Успешно противостоять стрессам, осознавать себя частью коллектива, приучиться выполнять требования взрослых помогают занятия ментальной арифметикой. Все названное формируется параллельно со скачком интеллектуального развития.

Ссылаясь на занятость, усталость на работе, некоторые родители предоставляют ребенка самому себе. Им безразличны успехи или провалы в учебе, неинтересны спортивные достижения, круг общения детей и проч. Мальчики и девочки в таких семьях остро чувствуют ненужность, у них формируется заниженная самооценка, негативное отношение к окружающим, замкнутость.

Никогда не поздно провести анализ отношений с детьми, обнаружить негативные тенденции, изменить стиль воспитания, сделать счастье ребенка приоритетной целью жизни.