Развитие внимания дошкольников

Специалисты считают внимание одним из самых важных качеств любого человека. Благодаря ему, разграничивается нужная и лишняя информация. Это необходимо, так как мозгу приходится постоянно фиксировать и моментально обрабатывать многочисленные сигналы, которые поступают извне. Внимание, выступающее в роли своеобразного фильтра, позволяет справляться с любым потоком информации. Если бы его не было, нагрузки на мозг были бы неподъемными.
Описывая особенности внимания, отмечают целый ряд присущих ему свойств. Чаще всего говорят о концентрации и избирательности, устойчивости и переключаемости, распределении и произвольности, объеме и пр. Если хотя бы одно свойство нарушается, то могут появиться отклонения: внимание начинает функционировать неправильно и у ребенка появляются проблемы.

При незначительном объеме внимания ребенок не концентрируется, не может фиксировать несколько предметов одновременно и удерживать их в памяти. Если не хватает концентрации и устойчивости внимания, он будет легко отвлекаться и терять нить повествования. Недостаточная избирательность внимания приведет к тому, что ребенок не сможет выбрать тот материал, который нужен ему в определенный момент для решения той или иной задачи.

Слабо развитая переключаемость внимания сделает невозможной быстрый переход от выполнения одних заданий к другим. Если, к примеру, вы проверяете задания по математике и решили сразу проконтролировать материал по языку, то для переключения ребенку понадобится определенное время. Если вы потребуете немедленного ответа, будьте готовы к ошибкам. И не потому, что он не знает ответов или капризничает и не желает разговаривать с вами, а из-за сложностей при переключении внимания от одного вида деятельности на другой.
Если у ребенка плохо развита способность делить внимание на несколько направлений, он сможет эффективно выполнять только одну работу. Одновременное выполнение двух и более дел окажется для него непосильным трудом. При отсутствии или недостатке произвольности внимания он не сможет в нужное время направлять свое внимание на указанный предмет или действие.
Непостоянное и непоследовательное проведение отдельных упражнений «на внимание» не дадут результата. Желаемый эффект может быть достигнут только в процессе постоянных квалифицированных и правильно организованных мероприятий.
Для достижения успеха нужно:
1. Выполнять различные комплексы специальных упражнений, направленных на тренировку свойств внимания: объема и концентрации, распределения и переключения, устойчивости и пр.
2. Во время тренировок следует выполнять упражнения, которые способствуют развитию внимательности, как одному из свойств личности. Специалисты говорят, что основной причиной невнимательности является то, что родители и преподаватели ориентируют детей на понимание общего смысла отрывка, предложения или математической задачи. В итоге они воспринимают общую информацию и упускают из виду мелкие детали и частности. На занятиях нужно научить детей преодолевать такое восприятие и воспринимать не только содержание в целом, но и отдельные смысловые элементы.
Игры и упражнения для развития
1. «Следи за собственной речью»
Ведущий задает каверзные вопросы и на них нужно отвечать так, чтобы не употреблять запрещенных слов: «да» и «нет», «черное» и «белое».
Итак: барыня купила гардероб, в котором около 100 вещей. Вы можете купить любое платье.
— Вы хотите приобрести белое или черное платье?
— Мне больше понравился зеленый сарафан.
— Мне кажется, что из-за цвета лица зеленое вам не подойдет.
— Но мне нравится зеленый шелк, из которого он изготовлен.
— Вы хотите, чтобы ваш сарафан доставал до пола?
— Да!
1:0 в пользу ведущего, так как слово «да» употреблять нельзя. Нужно было выбрать другое слово. К примеру, разумеется.
Такая игра научит составлять сложные в психологическом плане вопросы, заставит отвечающего тщательно обдумывать ответ. При формулировке ответа придется «забыть» запрещенные слова. У такой игры есть и другая сторона — будет развиваться внимание к деталям как в вопросах, так и в ответах.
Правила игры и слова можно менять по своему усмотрению. Отметим, что вопросов должно быть как можно больше и они могут быть не связаны друг с другом.
Например:

Вы сегодня будете ужинать? Нравится ли вам ваш макияж и прическа?
Вы сегодня ходили за покупками в магазин? Вы любите театр и кино? Вы правша?
Автомобили какого цвета вам нравятся, а какие не очень? Почему?
2. «Запрещенная буква»
Эта игра предполагает строгий контроль каждого игрока за сказанными словами. Тот, кто проговорился, считается проигравшим.
Один участник — водящий. Он становится в центре и задает игрокам несложные вопросы примерно такого плана: «Сколько тебе лет?», «Как зовут твою маму?», «Какие фрукты ты любишь?». Ответы должны звучать немедленно, без длительных раздумий. При этом в ответе ни в одном слове не должна присутствовать запрещенная буква. К примеру, выбрана буква «А» или «О», ее и исключают из ответов.
Главная задача водящего — придумывать такие вопросы, в которых сложно обойти запрещенную букву. Если задан вопрос «Как тебя зовут домашние?» и игрока зовут Колей, то исключить запрещенную «о» практически нельзя. Но игра на то и игра, чтобы выйти из ситуации любым способом. Можно ответить серьезно или отшутиться, сказав: «Забыл». Если игрок не попался и обошел поставленную для него ловушку, он продолжает игру. Если он употребил запрещенную букву, то «ход» переходит к другому участнику.
Главное правило — быстрый ответ.
Можно корректировать правила игры: если участник долго думает, запутался с ответом или в каком-либо слове использовал запрещенную букву, его могут отправить на место ведущего. Теперь ему придется задавать игрокам каверзные вопросы. Выигрывает тот, кто оказался самым сообразительным, быстрым и ни разу не дал ошибочный ответ.
Игру можно варьировать по своему усмотрению. К примеру, запрещенную букву можно заменять какой-либо иной (одинаковой во всех словах или разными).
3. «Что изменилось?»
Смысл игры заключается в проверке и тренировке наблюдательности. Вначале на столе раскладывают ряд мелких предметов (к примеру, штук 10-15). Берут знакомые ребенку вещи: карандаши и ластик, фломастеры и спички, маленькие игрушки и пр.
Участник должен внимательно рассмотреть разложенные предметы и запомнить их расположение. На рассмотрение и запоминание ему дается около 30 секунд (можно просто посчитать до 30). Затем ребенок отворачивается, а ведущий меняет местами несколько предметов (3-4). Когда все готово, игрок снова на протяжении 30 секунд изучает расположение предметов. На последнем этапе ему нужно отвернуться (можно накрыть предметы газетой) и назвать предметы, которые изменили свое местоположение.
Правильные ответы оцениваются очками или баллами. Причем, очки насчитываются за каждый угаданный предмет, а не за весь раунд. Если в последующих эпизодах игрок называет предмет, который не перемещали, заработанные ранее баллы снимаются.
Когда игра переходит к другому участнику, разложенные предметы перемешивают и располагают в другом порядке. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все желающие. Затем можно подсчитывать баллы и определять победителя.
Отметим, что во время игры менять условия не нужно: все должны быть равны. К примеру, если вы заметите, что первые игроки легко запомнили все 4 передвинутые вещи, не увеличивайте их количество для других. При одном раунде победитель может набрать максимум 4 балла. Если менять условия, то со следующего «витка», чтобы все игроки находились в равных условиях.
4. «Все помню»
Это игра практически для любого количества игроков. Можно играть вдвоем, вчетвером и пр. Суть заключается в запоминании слов. Причем, запомнить нужно не только слова, но и их порядок.
Для игры подбираются слова определенной тематики. К примеру, растения, реки, населенные пункты. Если для игры выбрали тему о животных, следует называть только таких животных, названия которых известны всем игрокам.
За ходом игры и соблюдением правил следит не только судья-ведущий, но и сами участники. Можно записывать результаты или даже сами слова на отдельных, контрольных листках.
Перед началом игры участники становятся или рассаживаются по кругу.
К примеру, первый участник называет Воронеж. Судья должен записать названный город. Второй участник к уже названному городу добавляет свое название:
— Воронеж, Тула.
Третий первые два названия дополняет своим: Воронеж, Тула, Ростов.
Если участвуют 3 человека, ход «переходит» к первому участнику. Если участников больше, продолжают в таком же формате: Воронеж, Тула, Ростов, Новосибирск.
Каждый ответ прибавляет к цепочке очередное название. Отвечающие должны точно запомнить порядок слов, и перечислять их, не пропуская названий.
Если в самом начале игра кажется забавной и очень простой, то когда нужно запомнить не только названия, но и порядок из 15-20 названий городов (животных, рек, растений и пр.), игроки начинают запинаться и сбиваться. Задача судьи — строго контролировать ответы и, в случае ошибки, указывать на них игрокам и исключать их из игры (выбывает каждый, кто ошибся хоть раз). Игра продолжается до тех пор, пока не останется всего один игрок.
5. Кто в каком домике живет?
Игра способствует развитию устойчивости внимания.
На одном листе изобразите семь разных зверюшек и семь домиков. Покажите рисунок ребенку и попросите его определить, где чей домик. Пусть он возьмет карандаш и соединит зверюшек с их домиками. Если такая игра ребенку дается относительно легко, усложните задачу и попросите его связать домики и зверюшек без карандаша, то есть проследовав за зверьком только глазами (без нанесения линий).
6. Развитие устойчивости внимания и возможностей его переключения
Называйте ряды слов: картинка, петух, кроватка, ромашка, ложка, соловей, календарь, кошка. Задача ребенка слушать слова и хлопать в ладоши, когда называются вещи или предметы какой-либо категории, к примеру, растения, птицы или животные. Если какое-либо слово пропущено и хлопка не последовало, игру начинают сначала.
Реагировать на те или иные слова можно по-разному: вставать, утвердительно кивать головой.
Иногда задачу усложняют и просят ребенка одновременно отмечать, к примеру, птиц и растения. И тогда на название птиц он может реагировать хлопком в ладоши, а на названия растений — кивком головы или вставанием.
Такие упражнения способствуют развитию внимательности, повышают темп распределения вещей и переключения внимания. При этом стимулируется познавательная активность детей. Чтобы игра стала еще более увлекательной и азартной, возбуждала и вызывала желание играть дальше, следует играть с несколькими детьми одновременно.
Для повышения устойчивости внимания можно попросить ребенка найти в тексте и зачеркнуть какую-либо букву во всех словах (например, а или о). Текст можно выбрать из обычной газеты, журнала или любой книги. Ваша задача — отмечать время выполнения задания, ошибки и считать их количество. Проводить тренировку можно хоть каждый день. Для фиксации получаемых результатов сделайте график, в котором отмечайте показатели. По прошествии некоторого времени результаты нужно анализировать. Обязательно расскажите о них ребенку: он должен порадоваться вместе с вами.
Тренировку можно продолжить, усовершенствовать и усложнить. Попросите ребенка в одной строчке зачеркнуть какую-либо букву (например, а), а в следующих — подчеркнуть другую (например, с). Можно сделать задание еще более сложным: подчеркнуть «а» только в тех словах, где она находится перед «р». Если она расположена перед «н», нужно ее перечеркнуть.
Ошибки и время выполнения задания фиксируйте и отмечайте в графике.
Обязательно отметьте успехи малыша и похвалите его.
7. Картинки «Найди отличия»
Если ваш ребенок любит картинки и подолгу рассматривает их, используйте это для его развития. Предложите ему посмотреть на две практически одинаковые картинки (например, с двумя котами, рыбками, цветками, игрушками).
Вы должны сказать ему, что картинки лишь похожи и между ними есть различия, которые можно увидеть только при внимательном рассмотрении. Попросите его найти их. Ребенку постарше предлагают картинки с какими-либо несоответствиями. Он также должен найти их.
8. Упражнение «Раскрась половинку рисунка»
Для развития внимания и возможностей его концентрации готовят наполовину раскрашенные картинки. Вторую половину ребенок должен раскрасить самостоятельно. Причем, цвет должен соответствовать тому, что и на картинке.
Для детей постарше задание усложняют. Ребенок получает половинку раскрашенной картинки. Вначале нужно дорисовать ее, а затем раскрасить нужными красками или карандашами. Рисунок может быть любой: домик или бабочка, елка или автомобиль.
9. Упражнение «Цифровые таблицы»
Купите или изготовьте самостоятельно таблицу с цифрами от 1 до, к примеру, 25. Если малыш хорошо знает цифры, попросите его показывать и называть их вслух. В 5-7 лет ребенок справляется с таким заданием за 1,5-2 минуты и редко допускает ошибки. Главная задача состоит в том, чтобы находить, показывать и озвучивать указанные цифры как можно быстрее.
Эту же игру можно усложнить. В таблицу с 25 клетками впишите от 1 до 35, выпустив из перечня 10 цифр. Ребенок должен найти их, показать, назвать их и определить отсутствующие. Ребенок может просто назвать цифры или записать их на листочке бумаги. Родители же должны зафиксировать продолжительность выполнения задания. Чтобы иметь возможность сравнить результаты, время выполнения фиксируется в таблицу или график.
Если ребенок пока не может справиться с настолько сложным заданием, вы можете нарисовать таблицу попроще. К примеру, с 9 или 16 клетками.
10. «Данетки»
Задание ведущего состоит в том, чтобы загадать слово или придумать необычную ситуацию. Задание игроков — угадать задуманное слово или определить суть ситуации с помощью вопросов и строго определенных ответов. Ответов может быть всего 5: «да», «и да, и нет», «нет», «это не очень важно», «об этом нет никакой информации».
Вопросы не придумываются заблаговременно, а формулируются по ходу игры. Главная задача «Данетки», в которой могут участвовать все желающие,— научить детей правильно формулировать нужные вопросы, слушать ответы и запоминать их с тем, чтобы не повторять заданных ранее. В такой игре ребенок учится классифицировать объекты окружающего мира, слышит других и запоминает услышанное.
Например: «Назовите растение, которое произрастает в средней полосе. Для отгадки можете использовать десять вопросов» или «Назовите имя загаданного мной персонажа из сказки про семерых козлят».
Игру «Данетки» можно разнообразить. Разложите на столе несколько предметов (можно картинки) и задайте вопрос о загаданном: «О каком предмете я думаю?». При желании можно разрешить «отсекающие» вопросы. Они позволят игроку сузить область поисков:

Загаданный предмет расположен в нижней части рисунка? — «Да» (или «Нет»).
Предмет находится в верхнем правом углу стола?
Определив приблизительное местонахождение загаданного предмета, ищут его по другим признакам: форме, цвету, предназначению.
11. «Топ-хлоп»
Цель игры — развитие внимания и памяти детей.
Задача ведущего — произносить правильные и неправильные фразы. Дети должны слушать и соответственно реагировать. На правильно сформулированную отвечают хлопком, на неправильную — топотом.
Например: «Снег идет летом», «Клубнику нужно запаривать кипятком», «Картошку варить нельзя», «Воробей — перелетная птица». Вопросы формулируются в соответствии с возрастом игроков: чем они старше, тем сложнее должны быть задания.
12. «Пуговицы»
В игре участвуют двое игроков. Понадобятся два одинаковых комплекта разных пуговиц и «игровое поле». Это может быть разделенный на квадраты обычный лист бумаги. Первый игрок берет три пуговицы и ставит их в разные клетки. Второму игроку нужно запомнить расположение пуговиц и после того, как первый закроет поле бумагой, разместить пуговицы на своем поле, не поменяв их положение.
Для усложнения задачи нужно увеличивать количество клеток и пуговиц. Если ребенку сложно, численность клеток и пуговиц уменьшают. С помощью такой игры развивают память, пространственное мышление и восприятие.
13. «Жуки – шпионы» (иногда игру называют «Маленьким жуком»)
Суть заключается в том, чтобы по команде перемещать жука в нужную точку. Для игры понадобится расчерченное на клеточки поле и воображаемый «жук». Он должен уметь двигаться в разные стороны. Ведущий диктует нужные ходы вверх и вниз, вправо и влево, а игрок мысленно должен перемещать его по полю. Запрещается использовать карандаш, нельзя также показывать перемещение пальцами.
Итак, игра начинается. Ведущий «командует»: одна клеточка вправо, клеточка вниз, еще одна клеточка вправо (или влево). Показать точку, в которой остановился «жук».
Если вы понимаете, что с таким заданием ребенок не справится, изготовьте реального «жука» и пусть он перемещает его по игровому полю. Можно также позволить ему водить пальчиком по пути следования жука. В этой игре важно научить ребенка ориентироваться в сторонах, клетках и их количестве.
Задания для путешествующего жука придумываются в зависимости от возраста ребенка. Если 16-клеточное поле уже освоено, можно сделать поле, состоящее из 25 или 36 клеток. Увеличивается и размер шага: 2 клеточки вниз, 3 клетки вправо, 2 клетки наискосок (на выбор вправо-вниз, влево-вверх) и т.д.
14. Упражнения на развитие умений распределять внимание, держать в голове несколько задач и одновременно выполнять их
а) родитель (или воспитатель) читает детям предложение (подбирается в соответствии с возрастом) и одновременно время от времени стучит карандашом по столу.
Детям нужно не только усвоить содержание прочитанного, но и посчитать удары.
Если играет команда детей, то выигравшим считается тот, кто наиболее точно укажет количество ударов. За правильный ответ ребенок получает баллы (или, к примеру, красные кружки). Игра может повторяться несколько раз подряд или в несколько этапов на разных отрезках занятия. Заработанные баллы (или красные кружочки) подсчитываются по окончании игры. Победителя определяют по количеству баллов и поощряют каким-либо призом.
Количество предложений увеличивается в соответствии с возрастом детей и уровнем их подготовки.
б) Задание для ребенка: примерно за 1 минуту рисовать кружочки и в то же время считать количество хлопков (взрослый фиксирует время и хлопает в ладоши).
После каждой отведенной минуты нужно посчитать количество нарисованных кружочков. Выигравшим считается тот ребенок, который не только нарисовал максимальное количество кружочков, но и более точно сосчитал хлопки.
в) Это задание имеет небольшое сходство с предыдущим. Ребенок берет карандаши в обе руки и на протяжении 1 минуты правой рисует кружочки, а левой — квадраты. Итогом игры является общее количество нарисованных кружков и квадратов.
Если в процессе рисования у кружка появились углы, или у квадрата они скруглились, то такая фигура в список не попадает. Если в игре участвует несколько детей, выигрывает тот, у кого получилось больше правильных кружков и квадратов.
Не обязательно использовать задания, предложенные нами: фантазия подскажет родителям разные игровые моменты. Например, прослушивание отрывка и запись его на бумаге, устное решение простых математических задач. Главное в таких играх — сформировать устойчивость внимания ребенка при различных помехах.
15. Упражнения, направленные на повышение концентрации слухового внимания
Для этой цели специалисты рекомендуют разрабатывают специальные математические диктанты, которые включают несколько заданий.
Например. Воспитатель зачитывает несколько математических задач. Дети должны решать их в уме и запоминать результаты. Записать их нужно будет только после соответствующей команды: «Пишите».
Задачи подбираются в соответствии с возрастом участников.
Примером такой задачи для самых маленьких станет такая: Есть два числа: 4 и 3. Сложите их… От полученной суммы отнимите 1, затем отнимите еще 2… Пишите! (ответ: 4).
16. Упражнение на развитие концентрации внимания: «Выполни по образцу»
Задание состоит в том, чтобы прорисовать повторяющиеся узоры. Ребенку нужно быть очень внимательным. И не только потому, что подбираются довольно сложные узоры, но и потому, что прорисовка требует последовательной работы. Ребенок должен:

проанализировать каждый элемент узора-орнамента;
правильно воспроизвести все элементы рисунка;
рисовать последовательно на протяжении продолжительного времени.
При выполнении задания старшие должны контролировать точность воспроизведения предлагаемых образцов и продолжительность занятия. Оно должно длиться до того момента, пока ребенок работает без ошибок. Вначале около 5 минут, затем продолжительность можно увеличивать.
Со временем клеточные узоры заменяют более сложными рисунками.
При подготовке к такому занятию старшим нужно подготовить образцы с кружками, треугольниками, ромбами. Они должны различаться не только количеством предметов, но и наборами фигур. Например, на одном листе могут быть «разбросаны» только квадраты и треугольники, на другом фигуры могут идти рядами.
Если вы хотите усложнить задачу, можно попросить ребенка исправить допущенные в узоре ошибки.
18. Упражнения на тренировку переключения внимания
Одним из лучших упражнений, направленных на тренировку детского внимания считаются тестирование при помощи красно-черных таблиц.
Для проведения занятия необходимо подготовить таблицы с красными и черными числами. На таблицах порядок чисел должен быть разным. Работа же ведется по одинаковой схеме:

Рассмотрите таблицу и найдите числа, к примеру, от 1 до 12, нарисованные красным цветом.
Рассмотрите таблицу и отметьте числа, к примеру, от 12 до 1, нарисованные красным цветом.
Найдите черные цифры от 1 до 12 и красные цифры от 12 до 1. Чтобы усложнить задачу, цифры можно искать по очереди, называя цифры в прямом (черные), затем в обратном (красные) порядке.
Когда ребенок сможет быстро выполнять указанные упражнения, количество цифр (и, соответственно, клеток) постепенно увеличивают сначала до 16, затем до 25 (красных и черных).
При желании упражнение можно усовершенствовать или просто видоизменить, заменив цифры — буквами. Располагают их в алфавитном порядке.
Такое задание намного сложнее упражнения с цифрами и потому выполнять его могут только дети, подготовленные и натренировавшиеся на упражнениях с цифрами. При этом таблица должна содержать немного ячеек с примерно одинаковым количеством черных и красных букв (специалисты считают, что их не должно быть больше 9-16).
Если дети хорошо справятся и с этим заданием, можно идти дальше и еще более усложнять задание
Для этого нужно найти на таблицах красные или черные числа и называть или записывать буквы, которые в алфавите соответствуют этим числам. Главное условие, что одни числа нужно находить в порядке возрастания, другие — в порядке убывания. Отметим то, что в первых предложенных детям таблицах численность черных и красных чисел не должна превышать 12 и 13 пар.
Работать нужно в определенной последовательности. Например, если начинаем с красной цифры 12 , то записываем букву Р, если берем красную цифру 11, отмечаем букву И. Черная цифра 2 будет соответствовать букве Н, 1 — букве В.
Если ребенок хорошо усвоил игру, количество пар чисел и, соответственно, букв можно удвоить, доведя их до 24 пар.
19. Упражнение для развития умения анализировать написанные слова. «Корректурная проба»
С помощью такого упражнения можно развивать умения анализировать написанное и видеть имеющиеся в словах буквы. Итогом выполнения упражнений станет формирование внимательности.
Суть упражнений заключается в том, чтобы ребенок испробовал себя в роли корректора. Для выполнения упражнений берут старые книги с текстами, написанными крупным шрифтом. Дети должны зачеркнуть все «лишние» буквы: к примеру, все «а».
Согласно условиям игры, пропуск более 4 указанных букв ведет к проигрышу. Если пропущено меньше букв, то игроки зарабатывают выигрышные баллы. Если участвует один ребенок и раунды игры проводятся ежедневно, то количество выигрышей можно определять в конце недели. Победителя награждают.
Если в игре участвует несколько человек, проверку можно доверить детям: пусть тестируют друг друга. Конечно, они могут допустить ошибки и не увидеть незачеркнутых букв. Но в этой игре важно участие, а не выигрыш: в течение нескольких минут ребенок будет сосредоточенно выискивать буквы в своем тексте, а затем проверит и соседа. Работа потребует максимальной сосредоточенности.
При желании, игру усложняют. Например, можно предложить вычеркивать буквы построчно. Например, если первая строка начинается с «у» — зачеркивать в ней все «у», вторая с «к» — зачеркивать «к», третья с «а» — перечеркиваем все «а».
Усложняя задание, можно вычеркивать какую-либо букву (например, «в»), а другую — подчеркивать (к примеру, «у»).
Еще один вариант: вначале выполняется, как в предыдущем задании (одну букву вычеркивать, другую подчеркивать), затем подается команда: «Внимание! Работаем наоборот!» и «в» нужно подчеркивать, а «у» — зачеркивать.